Старая лошадь: стоит ли учить?

Обучение лошади
Академия EquiFlow - Старая лошадь: <span class="text--accent">стоит ли учить?</span>

Нередко мне задают вопрос, имеет ли смысл браться за обучение чему-то новому возрастных лошадей. Могут ли они обучаться в принципе? Учатся ли они хуже молодых?

Вот выводы, которые я делаю на основе своего опыта.

Я наблюдаю, что способность к обучению сохраняется у лошадей в любом возрасте.

У меня не было ни одной возрастной лошади в работе, которая бы со временем не дала хоть какой-то положительной динамики. То есть, в принципе, обучать их чему-то новому совершенно точно возможно.

Но!

Взрослых и особенно возрастных лошадей обучать действительно сложнее, чем молодежь! И здесь роль играют сразу несколько факторов.

ФАКТОР 1: Мозг пожилой лошади

У возрастной лошади уже, конечно, есть целый набор сформированного поведения и привычек.

При обучении в мозге формируются новые нейронные связи. Создать связь «на пустом месте» несложно. Как сделать надпись на чистом листе. И в молодом мозге очень много такого чистого ничем не заполненного пространства. Пиши и твори!

С опытом формируется все больше нейронных связей, у лошади в мозге закрепляются «готовые решения» для разных ситуаций. Свободного места становится меньше.

И у мозга есть одна особенность. Мозг не любит изменять уже установленные нейронные связи!

Настолько не любит, что при попытках их изменить, он активирует инстинкт самосохранения и организм испытывает дискомфорт!

Поэтому все стойкие привычки так мучительно менять. Нам с вами тоже, кстати!

Мозг не может просто зачеркнуть или стереть старую связь и написать поверх нее новую. Это всегда дается с трудом, через дискомфорт.

Готовьтесь к более частым повторам при обучении пожилых лошадей новому упражнению. Их мозг сложнее строит новые нейронные связи.

Поэтому, когда мы беремся за обучение и главное, переучивание возрастных лошадей, они часто обучаются неохотно и поначалу даже сопротивляются. Вернее, их мозг сопротивляется и включает эмоции тревоги, раздражения и даже агрессии!

Опытному мозгу нужно реально долго и тщательно доказывать, что новый способ решения какой-то проблемы или действий в какой-то ситуации – реально лучше и выгоднее старого.

Так что закономерно, что со старыми лошадьми:

  • нужно будет в десятки раз больше повторов, 
  • с ними нужно будет учить что-то намного дольше, 
  • придется использовать больше мотиваторов,
  • прогресс будет сильно медленней, 
  • а старые привычки могут периодически возвращаться!

Все это, потому что, чем крепче старая нейронная связь, тем больше сил и энергии надо потратить, чтобы ее изменить.

Привычка изменится! Это совершенно точно можно сделать! Но не нужно ждать, что старые лошади будут схватывать все так же быстро, как молодые. Поэтому просто не предъявляйте к ним повышенных требований и не ждите от них такой же скорости обучения, как от молодых.

ФАКТОР 2: предыдущий опыт лошади

Важно также, как лошадь по жизни привыкла решать новые и непривычные задачи. То есть, как она себя ведет, когда сталкивается с чем-то непонятным и непривычным.

Молодые животные обычно отвечают на такие ситуации любопытством, склонностью изучать, экспериментировать и что-то пробовать. Это изначальная природная реакция.

Принимайте во внимание предшествующий опыт лошади. Если в прошлом в процессе обучения было много наказания, лошадь может воспринимать новые задачи с подозрением.

Но порой люди ставят перед лошадью сразу слишком сложные задачи, оказывают слишком сильный дискомфорт, и создают тем самым не просто новые и непонятные, а откровенно пугающие и дискомфортные ситуации!

Тогда лошадь может быстро научиться реагировать на все новое сразу же открытым сопротивлением. Она напрочь может потерять склонность к любопытству и экспериментаторству.

Поэтому при обучении возрастной лошади будет играть роль, сохранилась ли у нее природная реакция на новое, или по жизни, из-за некорректного обращения и тренинга, у нее все же сформировалась привычка отторжения или сопротивления.

Понятно, что первое – облегчит обучение возрастной лошади.

Второе – осложнит. Вам придется потратить еще какое-то количество времени и сил, чтобы вернуть лошади способность адекватно относиться к новому.


ФАКТОР 3: ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ ЛОШАДИ

Возрастные лошади обычно имеют проблемы со здоровьем. Но даже если и нет, организм в принципе с возрастом становится более чувствительным и подверженным влияниям среды (например, реагирует на погоду).

В какие-то дни лошадь может быть менее склонна к сотрудничеству, потому что она просто плохо себя чувствует.

Об этом тоже надо помнить! И понимать, что для возрастных лошадей НОРМАЛЬНО, если сегодня они делают все хорошо, а завтра – нет. Если сегодня они мотивированы и отлично что-то делают, а завтра – замкнуты и огрызаются.

Поэтому, как видите, хотя возрастные лошади вполне могут обучаться, ряд факторов сильно осложняет процесс!

И для гармоничной работы здесь я могу посоветовать:

  • не завышать требования, не ждать от таких лошадей супер-быстрого прогресса.
  • работать терпеливо, спокойно и на позитиве (особенно если у лошади закрепили привычку негативно относиться к новому). Давление и форсирование здесь лишь побудят такую лошадь замкнуться еще больше, и вы не получите никакого прогресса вообще!
  • делать скидки на возможность плохого самочувствия и всегда быть очень внимательными к признакам дискомфорта и болей. В плохие дни – еще больше снижать требования.

Я и Амулет

Это поможет вам гармонично обучать даже возрастную лошадь! А правильно построить обучение вашей возрастной лошади вам поможет мой практический онлайн курс «Основы на земле».

На фото в этой статье, кстати, возрастной жеребец и первая лошадь, которую я обучала самостоятельно.
До 15 лет Амулет работался традиционно (спорт, конкур, обучение верхом на железе, ноль опыта работы в руках).
В 15 лет попал ко мне. Прекрасно научился работе на свободе, разным трюкам, работе на земле и верхом без железа. Какие-то вещи начали учить, когда ему было уже за 20.

Так что верьте, при корректном подходе все возможно!




поиск по сайту
Заходите в наши паблики в соцсетях