Автор: Антонина Шевченко.
Обучение лошадей — процесс увлекательный. И непростой.
Даже если вы в строгости следуете важнейшим принципам обучения этих животных, иногда возникают трудности.
Случалось переживать следующую ситуацию — прочитали гору статей и книг, испробовали кучу советов от тренеров, посещали семинары, успешно пробовали упражнение с другой лошадью…
…а научить упражнению свою лошадь все равно не получается? 🙁
Отставить панику!
Почему же стандартный подход не работает с вашей лошадью?
Наиболее вероятны 5 причин. Разберем их подробно.
1. Стандартные сигналы слишком слабые/сильные для этой лошади
Вначале стоит поэкспериментировать с силой ваших сигналов.
Чувствительность у всех лошадей разная. Поэтому, если вы подаете сигналы совершенно одинаково, то часть лошадей будет отвечать на них более выражено, а часть менее.
Советы:
1. Если лошадь реагирует слишком остро и бурно, попробуйте снизить экспрессивность сигналов. Причем на всех уровнях!
Учтите это при:
- работе с амуницией (сигналы через повод, корду, хлыст);
- использовании жестов (движения руками);
- включении языка тела (проверьте, не слишком ли вы активно двигаетесь по площадке и не совершаете ли резкие движения);
- подаче сигналов посадкой верхом;
- использовании голоса (не кричите ли вы и не создаете ли постоянное давление громкими звуковыми сигналами).
2. Если лошадь спит и никак не реагирует, повысьте экспрессию всех сигналов до порогового значения. То есть до такого, при котором лошадь реально начнет реагировать.
Если лошадь не реагирует на стимулы, то, даже если они кажутся чрезмерными вам, для неё они недостаточны. Плавно повышайте силу стимула до момента, пока она не отреагирует. Когда это случится, сразу сделайте стимул снова максимально легким.
Важно сделать оговорку, что плохо реагировать на стимулы может также лошадь с проблемами здоровья. Поэтому, если лошадь в целом сильно «тормозит», не будет лишним проконсультироваться с ветеринарным врачом.
2. У лошади есть заученная ранее реакция
Во многом поведение лошадей обусловлено предыдущим опытом. Чем старше лошадь, тем больше у нее хорошо закрепленных реакций — привычек.
Из-за особенностей психики людей и животных привычки крайне сложно изменять.
В этом плане обучить нулевую лошадь, которая еще не знает, как вести себя в какой-то ситуации, намного легче, чем исправлять поведение лошади, которая уже имеет какой-то стереотип в голове. Легче, разумеется, если обучение ведется корректно.
Поэтому, если у вас возрастная лошадь с плохим опытом в прошлом, то неудивительно, что с ней все получается хуже.
Совет в этом случае: не торопитесь!
- давайте лошади больше времени на освоение задач;
- требуйте меньше;
- двигайтесь вперед маленькими шажками;
- хвалите лошадь чаще даже за самые маленькие улучшения.
Так вы постепенно докажете ее мозгу, что демонстрировать новое поведение выгодно, а старое нет. Привычка постепенно уйдет.
3. Лошадь имеет особенности темперамента
Все лошади, как и люди, разные. Не стоит об этом забывать. Есть более возбудимые лошади и менее. Индивидуальные особенности психики очень сильно влияют на запоминание информации.
Лошади одного темперамента склонны быстро усваивать информацию (при правильной ее подаче), буквально за пару повторов.
Другие лошади могут усваивать навыки медленнее. Им нужно много повторений, в разные дни и в разных ситуациях.
Поэтому если одна лошадь обучилась чему-то за два дня, а другая никак не может освоить то же самое на месяц, то последняя – не «плохая» или «необучаемая». У нее может быть просто иная скорость запоминания.
Кстати, скорость забывания навыка также может различаться.
Те лошади, которые очень быстро все схватывают, нередко так же быстро и теряют еще нестабильно разученные навыки. И поэтому после перерыва в несколько дней или недель вам каждый раз придется по сути разучивать навык заново.
А вот лошади, которые «долго думают», но потом все же до них «доходит», часто сохраняют этот навык стабильным уже навсегда, даже если вы сразу после первого прогресса сделаете большой перерыв.
Совет в этом случае: также давайте лошади время, не торопитесь и не делайте выводы об «обучаемости» одной лошади по скорости обучения другой.
Если лошадь обучается медленно, попробуйте делать занятия немного чаще, делать больше повторов нужного упражнения на одном занятии и делать паузы между повторами меньше.
4. Лошади трудно выполнять задание
Нередко лошади отказываются работать по причине дискомфорта. Он может быть физическим или психическим.
В этом случае обычно отказы лошади сопровождаются конфликтным поведением:
- лошадь демонстрирует зажатую мимику (прижимает уши, «крысится», оттягивает назад ноздри и губы)
- скрипит или клацает зубами;
- напрягается;
- сильно машет хвостом;
- задирает голову;
- машет головой;
- топает ногами;
- угрожает, делает попытки укусить, отбить;
- теснит человека телом, продавливает или, наоборот, пытается вырваться и убежать.
Если на фоне плохого прогресса вы видите такие реакции, нужно в первую очередь подумать о причине физического дискомфорта и проблемах со здоровьем. Вызовите ветеринарного врача.
Другой вариант. У лошади все в порядке со здоровьем. Но то, что вы от нее просите, причиняет ей психический дискомфорт.
Например, если не проработана проблема доверия и лошадь испытывает рядом с вами тревогу, может не идти такой трюк, как укладка или поклон. Лошади психически сложно опуститься рядом с вами на землю. Это тоже важно учитывать.
Психический дискомфорт может быть связан и с условиями работы. Например, некоторые лошади вполне могут работать на площадке одни, когда остальные лошади уходят. А для других это будет очень сильным стрессом. И прогресс обучения в такой ситуации будет сильно ухудшаться.
В случае психического дискомфорта вы также скорее всего увидите признаки конфликтного поведения.
Совет в этой ситуации:
Всегда внимательно следите за поведением лошади. В случае признаков конфликтного поведения, консультируйтесь с ветеринарным врачом или специалистом по поведению лошадей, чтобы решить проблемы физического дискомфорта и стресса.
5. Лошадь физически не готова к элементу
Это частный случай работы через дискомфорт.
Но в этом случае причиной является не болезнь или патология лошади, а дискомфорт, который она испытывает, если начинает делать какие-то сложные физические движения без нужной физической подготовки.
Представьте себе ощущения, которые испытаете вы, если вас начнут сажать на шпагат или заставят бежать кросс без должного физического развития.
То же самое происходит с лошадью, от которой мы требуем сложной работы без подготовки.
В этом случае на фоне плохого прогресса вы также увидите признаки напряжения и конфликтного поведения лошади.
Лошадь будет:
- прогибать спину;
- зажимать верхнюю линию;
- терять правильный ритм аллюров и хороший темп (будет торопиться или замедляться);
- задирать голову или, наоборот, уходить за повод;
- держать нестабильный контакт с поводом;
- неактивно шагать задом;
- хвостить и демонстрировать зажатую мимику;
- заваливать затылок и так далее.
Если требования продолжаются, человек не снимает команды и оказывает давление, лошадь может начать демонстрировать уже активное конфликтное поведение:
- свечить
- сбрасывать всадника при верховой езде
- козлить
- разносить
- упираться
- замыкаться и так далее.
А при изнуряющих нагрузках вы получите апатию лошади и ее общее нежелание двигаться и что-то делать.
Совет в этом случае
Всегда думайте не только о каких-то элементах и движениях самих по себе, но и о правильной и последовательной подготовке лошади к ним.
Некоторые лошади физически развиты и сбалансированы лучше других от природы. Упражнения им тогда даются легче.
Но если вашей лошади природа не помогает, не пытайтесь работать силой, покупать более строгую амуницию и придумывать способы заставить её.
Следует:
- разобраться, в чем слабости вашей лошади;
- понять, что мешает ей выполнять нужную работу;
- корректно компенсировать её природные недостатки.
Тогда даже самая на вид бесперспективная и необучаемая лошадь может показать чудеса грации, ловкости и изящества.
Итак, в случае проблем с какой-то отдельной лошадью, подумайте, актуально ли для нее что-то из указанного выше. Это поможет глубоко проанализировать ситуацию, реально понять проблемы конкретной лошади и сделать продуктивные шаги в сторону решения проблемы.