Откуда ухудшения в работе с лошадью?

«Сегодня моя лошадь делает элемент намного хуже, чем вчера. А то и вообще отказывается его делать, как будто не понимает, что я прошу. Но я-то знаю, что она все понимает! Ведь вчера она делала это отлично. Откуда ухудшение?»

Очень часто мне пишут про эту проблему. И часто в связи с отработкой каких-то НОВЫХ навыков, например, упражнений из азбуки команд курса «Основы». Вроде: начали отрабатывать какое-то упражнение, долго не было прогресса, сегодня стало получаться, а на следующий день – как будто ничего и не учили, откат назад!

Или просто нет стабильности. В одни дни все неплохо, а в другие дни – ничего не получается. В чем проблема?

Рассказываю про наиболее вероятную причину проблемы в данных случаях.

Сбои и откаты при начальном освоении навыка – это закономерно и нормально!

Ученые анализировали процессы обучения совершенно различным навыкам и заметили любопытную вещь: кривая обучения (т.е. линия, отражающая реальный прогресс) не идет постоянно и стабильно вверх.

В самом начале освоения навыка она может скакнуть вверх довольно резко (момент озарения), а потом часто падает вниз. Идет «откат», навык выполняется намного хуже. Затем, если мы продолжаем обучение, кривая снова поднимается и в какой-то момент снова может падать.

Но в итоге кривая выходит на так называемое «плато» — т.е. достигается стабильный прогресс и прочное усвоение навыка.

То есть, если вы обучаете лошадь чему-то и делаете это корректно, сначала может быть быстрый прогресс. А через какое-то время вполне может наступить период (и не один), когда лошадь «жестко тупит», не отвечает на команду, на которую еще вчера отвечала очень хорошо, не слышит сигналы или делает вообще совершенно не то, что нужно.

Это совершенно нормальное явление! Так работает мозг. Пока нейронные связи не стабилизируются, мозг лошади не может выдавать идеальные ответы каждый раз. А на укрепление нейронных связей нужно ВРЕМЯ и ПОВТОРЕНИЯ!

Поэтому главное, на этапе “падения” не делать очень распространенную «ошибку новичка».

Если лошадь отвечает плохо, не надо корректировать ее сильнее или обижаться на нее и бросать все делать, наказывать ее или думать, что “я бездарный тренер” и “она надо мной издевается” и т.д.

Нужно просто прорабатывать проблему так, как будто вы сталкиваетесь с ней впервые: спокойно и четко!

Мозг лошади на данном этапе обучения «ищет варианты». Если каждый раз при его «сомнениях» вы спокойно будете подталкивать его к правильному решению – вы будете укреплять нужные нейронные связи.

В какой-то момент они станут настолько стабильными, что навык перейдет в привычку. Вот только в этот момент реакция лошади на сигнал и станет стабильной. И только после этого можно реально ожидать от лошади, что она будет отвечать на заданную команду всегда и везде четко и одинаково.

 

На практике для того, чтобы навык закрепился «железно» и работал всегда и везде – нужно много повторений и отработка навыка в разных условиях. Много повторений – это не поработать пару занятий. Некоторые навыки требуют СОТНИ повторов для того, чтобы стать стабильными.

Вот и подумайте, исходя из того количества повторов, которое вы делаете в рамках занятия, сколько вам нужно таких занятий, чтобы закрепить навык до идеала. Вы уже наработали такое количество повторов? Если нет – не завышайте ожидания – ваша лошадь просто не может пока не ошибаться.

Если навык ухудшился, то так же точно, как вы делали в самом начале при его формировании, четко включайте коррекцию и подсказки, добивайтесь малейших улучшений и хвалите за них очень сильно! Именно таким образом вы «толкаете» мозг на верный путь.

Несколько таких «толчков» и период «падения кривой» закончится и снова наступит стабильный рост. Через какое-то время взлетов, падений и снова взлетов вы достигните «плато», т.е. навык станет прочным и будет работать всегда и везде.

Я сталкиваюсь с этим явлением в своей работе довольно часто. И если на каком-то занятии вижу ухудшение навыка – не расстраиваюсь, не ругаю лошадь, не корректирую сильнее, а возвращаюсь «в детский сад» — т.е. прорабатываю навык с самого начала спокойно и так, как будто это мое первое занятие по обучению этой команде. И это очень хорошо работает!

Обращаю внимание, что все вышесказанное относится к ситуациям по обучению НОВЫМ навыкам.

Потому что, если ваша лошадь долгое время уже делает что-то стабильно хорошо, и вдруг перестает это делать, причины будут иными.

Вкратце: наиболее вероятно, это связано с плохим самочувствием лошади, и если через пару дней проблема не уходит, нужно вызывать ветврача и разбираться с ее здоровьем.

Вторая вероятная причина – какие-то сбои в ваших собственных сигналах и проблемы с обучением (возможно вы невольно закрепили иные реакции у лошади и неправильными действиями «сбили» нужную реакцию).

Чтобы избежать таких ситуаций очень важно до какой-то самостоятельно работы получить все необходимые знания и навыки по обучению лошади. Например, в системе EquiFlow такие знания дает курс по базовому воспитанию лошади — «Основы», с которого я и рекомендую начинать работу, чем бы вы ни планировали заниматься с лошадью в дальнейшем. Этот курс описывает важнейшие принципы обучения и правила, нарушение которых как раз-таки и может выражаться в изменчивом прогрессе и постоянных сбоях.

Введите свое имя и Email в форму ниже и получите на почту письмо с информацией о курсе «Основы»:

One Response to Откуда ухудшения в работе с лошадью?

  1. Виктория Январь 22, 2019 at 11:42 пп #

    На самом деле так и происходит. Я прошла почти все начальные курсы Эквилогиги. Система работает Но при условии, что лошадь живёт не только в деннике 23 часа. А хотя бы 10 часов вне этой клетки. Спасибо Экви

Добавить комментарий