Отсутствие прогресса в занятиях с лошадью. В чем причина?

 Возможно, когда вы смотрите мои видео или видео других учеников с чудесными результатами, у вас возникают мысли вроде: «Я так никогда не смогу», «У всех получается, а мне, видимо, не судьба», «Наверное, у меня просто нет таланта», «У меня необучаемая лошадь» и так далее.

Неужели, не всем, действительно, дано и без таланта никак? Может, вы реально неспособные ученики? Или, и вправду, какие-то лошади необучаемы?

Ответ на все эти вопросы: «Нет!»

Нет, не нужно быть прирожденным гением, чтобы научиться хорошо обучать лошадей. Лично я тому пример. В самом начале своей конной карьеры я представляла собой совершенно кошмарный образец тренера для лошадей. Они у меня и кусались, и ставили мне синяки, отвратительно водились и даже отправляли в больницу! Я не родилась хорошим тренером и стала таким только благодаря долгой и кропотливой работе. Если я, не обладая никакими врожденными талантами, смогла это сделать, то почему вы не можете?

Нет неспособных учеников, есть неверные подходы к их обучению. Если один способ обучения вам не подходит, не стоит отчаиваться и считать себя бездарностью. Возможно, вам просто нужен другой способ подачи информации. Если я что-то непонятно объясняю, у вас все равно остаются вопросы, не прячьтесь в ракушку, чтобы заняться там самобичеванием! Так вы точно ничему не научитесь и с места не сдвинетесь. Говорите об этом, и я постараюсь объяснить вам по-другому, чтобы было понятно. Но если вы не говорите, что вам непонятно, как я могу об этом догадаться и вам помочь? Никак. И никто не сможет.

Нет необучаемых лошадей. Я не раз слышала обратные заявления, но весь мой практический опыт их опровергает. Я ни разу за всю свою жизнь не встречала лошадь, которая бы не начала меняться в процессе обучения. Необучаемая лошадь может быть только одного типа: это мертвая лошадь. Всё, что живое, – способно меняться. Это, в принципе, неотъемлемая характеристика жизни. Все мы взаимодействуем со средой и реагируем на значимые для нас изменения в этой среде. Если ваша лошадь не меняется в ответ на ваши действия, значит, вы вносите недостаточно значимые изменения в ее среду. Как сделать изменения значимыми? Вот это уже правильный вопрос! И согласитесь, он не имеет ничего общего с утверждением «моя лошадь необучаемая».

Иногда, впрочем, все эти заявления приводятся банально с целью оправдать собственную лень, нежелание действовать и что-то в своей жизни активно менять. Изменения – это всегда выход из зоны комфорта. Куда приятнее и легче оставаться там, в своей уютной скорлупке. А чтобы не дай бог не обвинили в лени и ничегонеделании, важно быстренько переложить вину на «обстоятельства», «судьбу» и «необучаемую лошадь». Тут уж не поспоришь! Удобно, правда?

Разубеждать никого не стану. Но предупрежу, что всё, что написано ниже, актуально лишь для тех, кто реально хочет прогресса и сознает, что ни от кого и ни от чего иного, кроме него самого, этот прогресс не зависит. Потому что на самом деле именно так и есть. И только осознание этого позволит вам перестать перекладывать вину на обстоятельства, заниматься самобичеванием, и даст шанс сделать, наконец, шаг в сторону улучшений!

В этой статье я дам вам три подсказки, где реально стоит искать причины отсутствия прогресса.

Подсказка 1. Бросьте ложку и перекройте кран

Первая причина плохого прогресса встречается наиболее часто и очень проста. Всегда в первую очередь, проверяйте, не пытаетесь ли вы вычерпывать полный бак воды чайной ложкой, в то время, как кран открыт и в бак льется вода.

А ведь именно это конники делают, когда пытаются бороться с последствиями проблемы, не устранив ее причину! И именно поэтому решать проблему в этом случае можно годами совершенно безуспешно.

Например, молодая кобылка или жеребчик будет кусаться, плохо и небезопасно себя вести при вождении, разносить и буянить, если их содержание оставляет желать лучшего, т.е. они, например, содержатся в изоляции, не имеют возможности двигаться и общаться с другими лошадьми на большой территории долгое время.

Лошадь будет вести себя плохо, демонстрировать страх, панику или даже агрессию, если она продолжает испытывать дискомфорт и боль и-за плохо подобранной амуниции, внутреннего заболевания или ваших действий, и вы никак не решаете проблему этого дискомфорта.

Лошадь будет терять внимание и мотивацию на занятии в поле с травой и отвлекаться, если ее потребность пастись не удовлетворена.

Лошадь будет отвлекаться или бросаться на других лошадей, которые оказываются рядом в манеже, если ее социальная потребность не удовлетворена, она не имеет возможности нормально установить с этими лошадьми иерархию и выяснить отношения.

Лошадь будет лениться, плохо работать и не стараться, а то и раздражаться и злиться, если она банально устала, а вы этого не видите и продолжаете что-то просить.

Вы можете очень точно применять техники, которые я описываю в уроках, но эффекта не будет. Даже если я сама начну в такой ситуации применять эти техники со всем моим мастерством, у меня, поверьте, тоже будут проблемы! Потому что это проблема переполненного бака, в который продолжает хлестать вода!

Если вы перекроете кран, то даже если начнете вычерпывать воду наперстком, ситуация будет становиться лучше и лучше с каждым днем. А если не перекроете, то даже если будете черпать воду ковшиком или опрокидывать бак и сливать всю воду разом, со временем он снова будет наполняться, и вы снова и снова будете оказываться лицом к лицу с прежней проблемой. Прогресса не будет.

Поэтому при отсутствии прогресса в первую очередь, убедитесь, что «кран закрыт». То есть, не связано ли нежелание лошади что-то делать с неудовлетворенными потребностями. Полный список важных для лошади потребностей я обсуждаю в статьях «Базовые потребности лошадей». Еще раз напомню, что это очень частая причина отсутствия прогресса, особенно по части начального воспитания.

Подсказка 2. Проведите работу над ошибками

Думаю, что иногда, посмотрев видеоурок и почитав инструкции, вы приходите к своей лошади, но упражнение почему-то не клеится и результат получается совсем не таким, какой вы ждали.

Но виновато может быть не упражнение и не инструкции, а то, как именно вы их выполняете.

Дело в том, что словесные объяснения и даже видеоинструкции довольно абстрактны и ваш мозг может понимать их немного по-своему. Ведь от чтения текста и просмотра видео в ваше тело, увы, автоматически не загружается «программа» движений, телесных реакций и новая мышечная память. Более того, выполнять эти действия вы будете не сразу (если конечно вы не смотрите урок прямо на манеже). Так, добравшись до конюшни, вы вообще половину информации забудете, и это еще больше исказит результат.

Плюс из-за того, что запомнить весь объем изучаемой впервые информации в принципе невозможно, вы обязательно поначалу будете упускать какие-то нюансы, а они могут оказаться в вашем случае значимыми.

Все это приведет к тому, что вы воспроизведете нужные действия с ошибками. Отсюда и не такой, как надо, результат.  И, разумеется, если вы просто будете продолжать и продолжать делать ошибочные действия, вы будете продолжать получать ошибочный результат.

Поэтому следующий ваш шаг на пути к прогрессу – это критический анализ собственных действий и работа над ошибками. Для этого:

  1. Еще раз пересмотрите инструкции. После некоторой практики, когда вы «уложите» в голове основные моменты, будет легче обратить внимание на нюансы и детали. При втором и даже третьем просмотре видео или чтении инструкций вы можете с удивлением обнаружить какие-то моменты, о которых, как вам покажется, вы раньше вообще не слышали. Это нормально! Помните, что далеко не всё усваивается при первом ознакомлении с материалами. Посмотрите особенно внимательно подразделы, где я разбираю типичные ошибки и проблемы при выполнении упражнений. Эти разделы написаны на основе реального практического опыта с учениками. С большой вероятностью именно эти ошибки повторите и вы.
  2. Снимите свое занятие на видео и посмотрите его. Это позволит вам увидеть картину со стороны. Некоторым студентам это очень помогает! Иногда нам кажется, что мы делаем что-то так же, как учитель, но на деле это совершенно не так. Взгляд со стороны порой очень хорошо помогает это понять. Особенно если сперва посмотреть видео образец, а затем сразу же свое видео с этим же упражнением в том же ракурсе. Смотрите, затем снова тренируйтесь и снова снимайте себя, и снова смотрите. Так у вас постоянно будет идти хороший объективный анализ собственных действий. Эффект порой не хуже, чем от персональных занятий с тренером.
  3. Обратитесь за помощью ко мне. Если вам кажется, что вы следуете инструкциям точнее некуда, а прогресса все равно нет, дело может быть в том, что вы не видите каких-то нюансов и особенностей, о которых нет информации в видеоуроке. Такое тоже может быть. У вашей лошади может быть специфическая проблема, которая не обсуждалась в видео, или вы не замечаете каких-то тонких, но важных деталей. Вы не можете исправить то, чего не видите. Но учитель, у которого больший в этом вопросе опыт, который эти нюансы видит, сможет обратить на них ваше внимание, и вы сможете проработать проблему.

Итак, качественная работа над ошибками также поможет вам устранить недочеты, которые мешают прогрессу.

Подсказка 3. Посчитайте время

Этот совет пригодится тем, кто, сравнивая супер достижения сокурсников со своими скромными успехами, начинает падать духом и считать себя никчемной бездарностью.

Прежде чем обвинять себя в бесталанности, послушайте о результатах одного исследования, которое описывает в одной из своих книг известный психотерапевт Андрей Курпатов:

«Пару десятилетий назад немецкий психолог Андрес Эриксон и его коллеги провели весьма забавное исследование выпускников берлинской Академии музыки. Всех студентов-скрипачей разделили на три группы: 1) потенциальные солисты мирового класса, 2) «перспективные музыканты», и 3) те, кому светит карьера школьных учителей музыки, если они это занятие совсем не забросят.

Дальше психологи принялись считать – сколько часов тренировались в музыкальном мастерстве представители каждой из групп. Результаты поразили мировую культурную общественность. Выяснилось, что представители первой группы к настоящему моменту наиграли 10 000 часов, второй 8 000, а третьей – около 4 000.

В чем драма культурной общественности? В том, что дело, как выясняется не в таланте, не в природном даровании и даже не в каком-то мистическом гении, а банально в том количестве времени, которое человек затратил на соответствующую тренировку мозга.

В своем бестселлере «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл приводит множество примеров, показывающих, что любая «гениальность» — это по большому счету лишь 10 000 часов труда и пота (и в этом он практически единодушен с Альбертом Эйнштейном). Мол, таково магическое число успеха, и не важно, о чем идет речь – о музыке, программировании или поварском мастерстве.

Это, конечно, не совсем так, и исследования Эриксона неоднократно подвергались заслуженной критике. Но и от правды, которую они продемонстрировали, тоже никуда не уйти.

Понятно, что наши мозги имеют некоторые особенности: одни больше способствуют определенному делу, другие – меньше. В конце концов, все скрипачи в исследовании Эриксона были скрипачами, а не гонщиками Формулы-1 и обучались в музыкальной академии, а не на скоростной трассе.

Гонщиков можно сравнивать только между собой, скрипачей – со скрипачами. Впрочем, если соответствующий выбор сделан и человек стал совершенствовать себя в определенном навыке, то вероятность успеха действительно сильно зависит от интенсивности подготовки».

Что с того?

А то, что еще одна причина, по которой вы пока не достигли желаемого уровня мастерства, это то, что вы просто не потратили на работу нужного количества времени!

Я, как профессиональный берейтор, трачу на работу с лошадьми столько же времени в день, сколько вы тратите на вашу основную работу.

Студенты, которые преуспевают раньше других, вероятнее всего, просто находят время заниматься интенсивнее и дольше.

И вполне вероятно, что потрать вы столько же времени, ваши успехи были бы ничуть не менее, а то и более значимыми!

Задумайтесь. Если три человека обладают похожими способностями, но занимаются первый – каждый день, второй – раз в неделю, а третий – раз в месяц, то к результату, на который понадобится 7 занятий, они придут так: первый – через неделю, второй через 1.5 месяца, а третий, аж через 7 месяцев! Но говорит ли это о том, что третий менее талантлив, чем первый?

Рассмотрим практический пример. На обучение лошади поклону в среднем нужно около 15-20 занятий (При условии, что вы прям всё-всё делаете совершенно корректно. Если вы сами еще только учитесь обучать лошадь этому элементу, вы будете делать некоторое количество ошибок и исправлять их, и обучение займет больше времени).

Если я буду заниматься этим с лошадью каждый день, я научу ее поклону за две-три недели.

Если я буду заниматься 2-3 раза в неделю, я научу ее поклону через 1.5 — 2 месяца.

Ну а если я буду приезжать только по воскресеньям и заниматься один раз в неделю – это займет 4-5 месяцев.

Узнайте наверняка!

Прежде чем отчаиваться и сожалеть о своей бесталанности и бездарности, попробуйте сперва узнать наверняка, не связан ли медленный прогресс в вашем случае с нехваткой времени. Сделать это можно в очень короткие сроки, если вы сможете обеспечить следующие условия:

  1. Выберите активность, которая у вас получается довольно плохо или посредственно. Это может быть какое-то из упражнений курса или же просто какие-то действия – например, проводка лошади в руках рядом или касание ее ушей, или она неаккуратно берет еду, или вам ее не поймать в леваде, да что угодно. Вы можете выбрать одну или несколько активностей, но их не должно быть слишком много, иначе вы не сможете на каждом занятии уделять достаточно времени каждой. Оптимально, чтобы их было не больше 3-4.
  2. Выделите в своей жизни период времени, когда вы сможете заниматься с лошадью очень часто: каждый день в течение недели или через день в течение двух недель. Если часто заниматься вам мешает работа, возьмите на эти дни отпуск. Если у вас другие обстоятельства, выберите период, когда ничто не помешает вам заниматься регулярно.
  3. Снимите на видео ваше самое первое занятие по проработке проблемных упражнений или активностей.
  4. Далее занимайтесь по плану не реже 4 раз в неделю! Обязательно в каждую тренировку включайте проработку обозначенных упражнений до хотя бы небольшого улучшения. Если в рамках одной тренировки улучшений нет совсем или есть регресс, напомню, что это может быть признаком того, что вы что-то делаете неправильно или вы неправильно установили причину проблемы, и, соответственно, некорректно ее прорабатываете (касается поведенческих проблем). Если в рамках одной тренировки вы не наблюдаете вообще никакого прогресса, это знак обратить внимание на подсказки №1 и 2, которые мы обсуждали выше. Выполнять упражнения сколь угодно часто, если вы в корне делаете что-то неверно, попросту бессмысленно! Если же хотя бы малюсенький прогресс есть, просто делайте задание по обозначенной схеме. Работайте регулярно.
  5. По окончании интенсивного периода снимите еще одно видео вашей работы над заданными упражнениями.
  6. Теперь сравните видео «до» и «после» и оцените изменения. Если разница значительна, значит, вопрос вашего медленного прогресса при обычном режиме занятий – это действительно лишь вопрос частоты занятий! И вы теперь сами знаете, что отсутствие таланта и бездарность тут ни при чем.
  7. Если же прогресс все равно едва заметный и вы продолжаете топтаться на одном месте, вероятно, где-то вы совершаете ошибки и, если вы их не видите, то, как я советовала ранее, вам лучше обратиться ко мне за помощью, чтобы эти ошибки увидеть и исправить.

Пару-тройку раз протестировав таким образом свои способности, вы сможете понять, является ли время единственным «тормозом» вашей успешности. Если это действительно так, это поможет вам расслабиться, двигаться в своем темпе и не падать духом, когда вы видите быстрые результаты других людей! Вы к ним обязательно придете, но чуть позже!

Важная оговорка

Нужно также отметить, что при редких занятиях прогресс возможен, только когда мы говорим о психологическом обучении. Память лошадей устроена так, что они ничего и никогда не забывают. И если вы учили лошадь какому-то психологическому, т.е. не требующему физического развития навыку, то даже если вы бросите обучение на месяц, год или даже несколько лет, лошадь ничего не забудет. К таким навыкам будут относиться все действия, которые лошадь может выполнять сама по себе по жизни: например, потянуться, поднять ногу, встать на тумбу, потрясти головой, лечь, двигаться обычными аллюрами и т.д.

У меня в практике были случаи, когда лошадь успешно воспроизводила трюки, которым ее обучали 4-5 лет назад и в течение этого времени никто ни разу не просил от лошади сделать это действие.

Но совершенно другое дело, когда речь заходит о физическом развитии. Если для качественного исполнения навыка лошадь должна улучшить свою физическую форму и натренировать нужные мышцы, тут, увы, редкие тренировки, не принесут никакого эффекта.

Чтобы мышцы развивались, им необходима регулярная интенсивная нагрузка. Это должна быть активная физическая работа как минимум каждые 24-48 часов.

Если вы хотите улучшать физическую форму вашей лошади, вам просто необходимо заниматься с ней регулярно и интенсивно не менее 3 раз в неделю.

Поэтому, если вы работаете над физическим развитием лошади, но занимаетесь редко, не стоит сетовать на то, что прогресса нет и лошадь всё никак не может подойти к качественному исполнению сложных элементов. При занятиях 1-2 раза в неделю вы максимум сможете поддерживать лошадь на текущем уровне развития, однако активного роста мышц и развития физического потенциала при таком уровне нагрузок происходить попросту не будет.

Поэтому если у вас нет возможности заниматься так часто, лучше просто не ставить в свои планы активное физическое развитие лошади и выполнение сложных элементов.

Однако важно помнить, что без подобных нагрузок лошадь вполне может обойтись. В случае возможности занятий всего 1-2 раза в неделю вы можете ограничиться поддерживающим моционом, включая в него аэробные нагрузки и базовые элементы гимнастики EquiFit. Так вы будете давать лошади умеренные нагрузки, которые не будут требовать от нее слишком больших усилий, и при этом будут оптимально поддерживать ее здоровье и подвижность.

Подводим итоги

Итак, в случае медленного прогресса или вообще его отсутствия, не отчаивайтесь, а ответьте на следующие вопросы:

  1. Нет ли у лошади каких-то проблем, которые мешают ей учиться?
  2. Не совершаете ли вы ошибок в тренировочном процессе? Правильно ли вы выполняете все инструкции?
  3. Не связан ли медленный прогресс с редкими занятиями, особенно если речь идет о физическом развитии?

Всегда помните, что в наличии может быть не одна, а две или даже все три проблемы сразу! Проработайте все эти моменты и тогда вас непременно будет ждать удача!

P.S.

Мне будет интересно узнать, помогли ли вам рекомендации из этой статьи в вашей работе! Пишите комментарии!

5 Responses to Отсутствие прогресса в занятиях с лошадью. В чем причина?

  1. Галина Октябрь 22, 2018 at 5:59 пп #

    Спасибо вам за статью. Очень информативно и образно написано. Не первый раз сталкиваюсь с тем, что в ваших статьях присутствует не только информация к размышлению, но и определенный импульс, посыл.

  2. Елена Октябрь 22, 2018 at 6:02 пп #

    Спасибо, Тоня! Полезная статья.

  3. Вера Октябрь 24, 2018 at 5:02 пп #

    Отличная статья Тоня, спасибо! И по форме и по содержанию. А слог таки живой, да. Как хлыстом писала))

Добавить комментарий