Обучение новому поведению

Автор: Антонина Шевченко

Если речь идет об обучении чему-то, что лошадь не демонстрирует сама по себе, можно и нужно использовать другую технику.

Эта техника подойдет при обучении комплексным навыкам, например, испанскому шагу, траверсу, пиаффе, аппортировке (если лошадь сама ею не увлекается), большинству трюков и так далее.

В этих случаях в методе EquiFlow мы действуем техникой последовательного приближения.

Последовательное приближение

Техника заключается в том, что мы разбиваем нужное нам действие на много-много маленьких этапов, а затем стимулируем и закрепляем каждый из них по отдельности, последовательно.

испанский шаг

Первый шаг обучения лошади испанскому шагу, поднятие ноги на месте.

Например, обучение испанскому шагу мы разбиваем на следующие этапы:

  1. Отрывать одну и другую передние ноги на месте попеременно от легкого касания груди хлыстом.
  2. Делать широкий мах отдельно одной, а потом второй ногой на месте.
  3. Делать один мах ногой во время движения шагом.
  4. Делать махи разными ногами через 5-6 темпов на шагу.
  5. Делать махи через 3-4 темпа на шагу.
  6. Делать махи через 1-2 темпа.
  7. Делать махи на каждый темп – собственно испанский шаг.

Это значит, что каждый этап будет отрабатываться отдельно до хорошего результата. Мы будем стимулировать нужное поведение, закреплять и связывать с сигналом. Постепенно все эти шаги сложатся в один элемент – испанский шаг.

Другим примером может быть укладка. Если ваша лошадь охотно ложится в манеже, и вы точно знаете, когда она может лечь, вы можете просто связать ее поведение с сигналом, как это описывается в предыдущей статье. Но если, например, такое поведение не происходит вовсе, вы можете пойти другим способом – а именно последовательным приближением. Для этого нужно будет научить лошадь:

  1. Делать трапецию.
  2. Делать поклон на одну ногу.
  3. Делать поклон на второю ногу.
  4. Делать поклон сразу на оба запястья.
  5. Из положения поклона попросить лошадь опустить круп.

Таким образом можно разложить на «составные части» любой элемент. Конкретные примеры вы сможете найти в изобилии в описаниях практических упражнений разделов EquiSense, EquiDrive и EquiFit.

Пример разбивки обучения на этапы на примере усадки. Вначале закрепляем фазу, когда лошадь достает из под корпуса одну (1) и затем обе (2) передних ноги. После этого закрепляем небольшой подъем на передних ногах (3) и постепенно его увеличиваем.

Проявите изобретательность

Помните также, что делить на этапы разные элементы можно по-разному и по-разному подходить к обучению.

Иногда это полезно делать, потому что разные лошади порой требуют разных подходов. Один метод может отлично сработать с одной лошадью, но не получиться с другой. Вы всегда можете проявить творчество и найти свой способ подвести лошадь к какому-то элементу.

«В то время, как менее успешные тренера жалуются на то, что их животные не понимают, что от них требуется и полагают, что достигли в обучении предела, успешным тренерам достает мастерства и терпения, чтобы использовать малейшие улучшения для продвижения к финальной цели».

Пол МакГриви и Эндрю МакЛин, «Equitation Science»

На определенном этапе последовательного приближения все элементы поведения сводятся воедино и лошадь начинает выполнять нужный вам элемент уже в полном виде. Теперь можно связать это поведение с каким-то сигналом.

Когда поведение выучено, то есть лошадь точно понимает ваш сигнал и знает, как на него надо отвечать, вы можете переходить к «шлифовке» навыка, то есть улучшать его качество.

Как мы понимаем, что поведение выучено? Очень просто. Мы тестируем ее правилом 10 из 10.

Проверка понимания: правило 10 из 10

Понять, что поведение освоено, можно применением правила «десять из десяти».

Во время обычной тренировки 10 раз в разных частях занятия дайте лошади команду к разученному поведению.

Если в ряде попыток всё еще приходится стимуляцией напоминать лошади, что от нее требуется, если она дает ошибочные ответы или вообще никакого ответа, вероятно стоит еще немного поработать над пониманием!

А если в 10 случаях вы получили быстрый ответ без активной стимуляции, по легкой команде, значит навык усвоен хорошо и можно переходить к работе над качеством, о чем я расскажу в следующей статье.

<<Обучение команде     Улучшение качества>>

Comments are closed.