Некорректное обучение

Автор: Антонина Шевченко

Причины, связанные с неправильным обучением, заключаются в следующем:

— лошадь не понимает, что вам от нее нужно

— лошадь понимает вас неправильно

С методом EquiFlow быстрое и правильное обучение становится реальностью!

Мы считаем, что в случае обучения лошади вина за эти две проблемы полностью лежит на человеке. Именно нам изначально нужно общение с лошадью и изменение ее поведения. Поэтому именно наша ответственность – построить обучение так, чтобы лошадь обучалась всему быстро и правильно.  С методом EquiFlow – это абсолютно реально!

 

 

Лошадь не понимает, что вам от нее нужно

Лошади любят логичность, последовательность и предсказуемость. Когда наши действия теряют эти три качества, лошадь перестает понимать, что происходит.

Только поведением лошадь может показать нам, что не понимает, что нам от нее надо.

Вспомните, что вы обычно ощущаете, когда чьи-то объяснения или инструкции кажутся вам непонятными и недостаточными. В такие моменты мы обычно начинаем терять уверенность, чувствовать тревогу или раздражение. Мы обвиняем собеседника в том, что он говорит непонятно и не учит нас нормально. В случае острого конфликта мы запросто можем сменить инструктора или учителя. Но может ли это сделать лошадь?

Вспомните о разнице в восприятии. Если вам кажется, что ваше поведение логично и последовательно, для лошади оно может совершенно не выглядеть таковым! И сказать об этом, в отличие от человека, она может только своим поведением.

Человек, который не умеет правильно интерпретировать поведение лошади, скорей всего сочтет, что он чудесный тренер, просто лошадь у него тупая, и при возникновении проблем будет склонен прибегать к усилению давления, наказанию и использованию строгих средств. Вот только на фоне непонимания это никак не решает проблему и обычно вызывает множество побочных эффектов, среди которых: нервозность, паника лошади, ее желание убежать, раздражение и агрессия к человеку.

Опять же, поставьте себя на место обучаемого. Если учитель плохо и непонятно что-то объясняет и при этом кричит на вас, что это вы тупые и бездарные, вам бы это понравилось? Как бы вы отреагировали, если бы с каждым уроком он бы всё усиливал и усиливал давление, не делая свои инструкции яснее и даже не пробуя подойти к проблеме с другой стороны?

Чтобы избежать подобного, в методе EquiFlow мы подробно изучаем и применяем на практике «Важнейшие принципы обучения лошади». Их соблюдение обеспечит логичность, последовательность и предсказуемость ваших действий. Это дает ключ к успешному и правильному обучению лошади.

Лошадь понимает нас неправильно

Частенько мы своими же руками неосознанно учим лошадь нежелательным действиям, потому что не можем объяснить доступным ей способом, что же нам на самом деле нужно.

Лошадь не сознает, какое ее поведение является правильным, а какое нет. Она будет делать ровно то, чему вы ее учите! Особенно легко и быстро поведение закрепляется у молодых лошадей. Чему учите – то и закрепляется. Если ваш процесс обучения полон ошибок, не стоит удивляться обилию нежелательного поведения у лошади.

Если при натяжении чембура жеребенок не идет вперед и сопротивляется и вы снимаете давление в этот момент, вы сами же и учите его сопротивляться!

Простой пример: мы приучаем жеребенка двигаться вперед от воздействия недоуздка. Но изначально у лошади нет рефлекса уступать давлению на затылок и двигаться вперед. Зато есть рефлекс сопротивления давлению. Поэтому вместо того, чтобы идти вперед, жеребенок скорее всего упрется, а если мы повысим давление – может резко встать на свечку. Если мы к этому не готовы, мы пугаемся и отпускаем чембур. По законам обучения, то действие, в момент которого организм избавился от дискомфорта, запоминается! Поэтому мозг жеребенка запомнит, что именно нужно делать, чтобы давление исчезло – встать на свечку. В следующий раз он сделает это быстрее и охотнее. В последующих случаях свечки при натяжении чембура будет попросту выученным поведением. И мы же сами ему лошадь научили.

Точно так же мы можем некорректно использовать положительные стимулы, например, лакомство. Лошадь случайно наваливается на человека, а он, не заметив этого, дает ей лакомство (не чтобы похвалить, а просто потому что в этот момент он решил дать ей морковки). Но так как эти два события совпадают по времени, они тоже свяжутся. То, что приводит к комфорту, также запоминается мозгом и повторяется чаще. Человек своими действиями попросту закрепил нежелательное поведение. Поэтому лошадь и начинает чаще и навязчивей наваливаться на человека. А человек гадает, почему она вдруг перестала его уважать и бросается читать статьи про лидерство.

«Лошади делают что-то для нас не потому, что они чувствуют в нас сильного лидера. Они научаются делать что-то в результате закрепления определенных реакций: потому что их тренер награждал их за правильные ответы. Как тренер, вы должны просто закрепить верные реакции: четко и последовательно. Нет необходимости держать прямую осанку и грудь колесом. Ваша манера держаться не имеет значения. Значение имеет лишь то, какое поведение вы подкрепляете».

Пол МакГриви и Эндрю МакЛин, «Equitation Science»

 

Очень часто проблемным лошадям ставят диагноз «недостаток уважения». Мы никогда не ставим такой диагноз. Всё поведение лошадей, которое трактуется таким образом, легко исправить, просто устранив пробелы в обучении базовым вещам: двигаться на заданной дистанции до человека, двигаться в заданном темпе и рамке, понимать сигнал отойти и так далее.

«Лошадей, которые вторгаются в пространство человека, часто обвиняют в «недостатке уважения». Однако простым объяснением, которое снимает вину с лошади, является то, что ее просто не научили двигаться нужным образом рядом с человеком: она не умеет двигаться по прямой».

Пол МакГриви и Эндрю МакЛин, «Equitation Science»

Подобные проблемы решаются легко внесением правок в процесс обучения. В основе эффективного и быстрого обучения лежит правильная работа с четырьмя инструментами.

Четыре инструмента обучения

Это:

— Награда

— Удержание

— Стимуляция

— Релиз

 

На моем опыте огромный процент проблем в обучении лошади возникает из-за ошибок в применении данных инструментов. Подробную информацию о грамотной работе с ними вы сможете найти в разделе EquiDrive.

Итак, конфликтное поведение в подавляющем большинстве случаев обусловлено одной из этих причин:

  • физическая проблема
  • проблема мотивации
  • некорректное обучение

Если вы хорошо проанализируете ситуацию и сможете правильно установить причину, то сможете быстро и эффективно решить проблему сопротивления лошади.

Однако не всегда такой анализ дается легко. Иногда наши собственные негативные эмоции мешают нам спокойно оценить обстановку и разобраться в причинах. В следующей статье я дам нужную информацию на эту тему и советы по работе над собой.

<<Проблема мотивации    Как перестать злиться на лошадь за плохое поведение>>

Comments are closed.