Что влияет на поведение

Автор: Антонина Шевченко

испанский шагВ этой статье мы начнем рассматривать механизмы поведения лошади, которые важно понимать для ее эффективного обучения.

В целом вопрос о том, откуда берется поведение и что на него влияет, – крайне сложный. Этой теме посвящены объемные книги и невозможно в короткой статье описать это во всех подробностях. Поэтому мы остановимся лишь на самой важной информации, без понимания которой будет сложно двигаться дальше, если вы решите следовать методу EquiFlow.

 

О чём мечтает любой тренер?

Для начала давайте подумаем, каким должен быть идеальный процесс обучения лошади. Думаю, каждый тренер желает, чтобы лошадь:

  • была внимательной на занятиях,
  • не выказывала сопротивления и какого-либо нежелательного поведения,
  • была мотивированной что-то делать для человека.

Однако на практике мы практически всегда сталкиваемся с проблемами, связанными с этими областями. Но тут, как у врача: чтобы вылечить заболевание, нужно сначала правильно поставить диагноз. Поэтому, чтобы составить «инструкцию» на тему, как решить все эти проблемы, нам нужно озаботиться пониманием их причин:

  • Почему лошадь отвлекается и невнимательна?
  • Почему лошадь выказывает сопротивление и нежелательное поведение?
  • Почему лошадь не мотивирована что-то делать для человека?

Ответ на первый вопрос я дам в этой статье. Вопрос о сопротивлении мы обсудим в статье «Причины плохого поведения», а вопрос о мотивации будет изложен в целом цикле статей раздела EquiDrive, так как он требует комплексного подхода и объяснений.

Но начнем по порядку! Итак, первый вопрос…

Почему лошадь отвлекается и невнимательна?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, каким образом лошадь обрабатывает информацию об окружающей среде.

Органы чувств постоянно передают в мозг обилие информации об окружающей среде

Организм лошади (как собственно, и наши с вами) наполнен особыми нервными клетками (рецепторами), которые «считывают» информацию и передают ее по нервным путям в мозг, где она обрабатывается.

Вы наверняка знаете о пяти органах чувств – зрении, слухе, обонянии, вкусе и осязании.  Сигналы с рецепторов этих органов помогают нам оценивать окружающую обстановку.

Входящая информация об объекте анализируется, и затем мозг дает телу команду, как поступить:

— избежать объекта, потому что он неприятен

— взаимодействовать с ним, потому что он представляет интерес

— игнорировать, если он не представляет интереса и не несет угрозы.

Есть также и другие рецепторы, о работе которых вы, вероятно, никогда не задумывались. Это рецепторы, которые передают в мозг информацию о нашем внутреннем состоянии. Например, рецепторы, измеряющие уровень глюкозы в крови. Если уровень глюкозы – важного питательного вещества – понижается, они передают об этом сигнал в мозг, и у нас возникает чувство голода. Другие рецепторы измеряют внутреннюю температуру, и, если она повышается, мозг отдает сигнал телу – потеть и включает поведение, направленное на охлаждение.

Каждую секунду на рецепторы подается невероятное количество информации: это обилие стимулов, как внешних, так и внутренних. Однако, наш организм устроен так, что сознательно единовременно мы можем сосредоточиться на решении только какой-то одной задачи. Довольно проблематично будет делать два дела одновременно и контролировать оба процесса полноценно и хорошо. Так происходит благодаря одному из базовых механизмов работы мозга – принципу доминанты.

Принцип доминанты

Это понятие ввел российский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский, и заключается этот принцип в том, что единовременно в головном мозге может возникать лишь один очаг возбуждения, в то время как остальные области будут тормозиться.   Другими словами, мозг одновременно может сосредоточиться на решении только одной задачи. Область мозга, ответственная за решение этой задачи, будет активироваться, а остальные области – тормозиться.

«Под именем «доминанты» моими сотрудниками понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения».

А.А. Ухтомский, физиолог, академик

Как это относится к вниманию лошади? Напрямую. Если она не обращает внимания на вас – значит, у нее попросту в данный момент в голове другая доминанта! Лошадь не может одновременно думать о том, что волнует ее в данный момент, и параллельно слушать вас.

Но как мозг понимает, какая информация на данный момент самая важная и на что нужно реагировать в первую очередь, а что можно, в принципе, проигнорировать?

Ответить на этот вопрос поможет понимание потребностей организма.

Иерархия потребностей

Вы, наверняка, слышали понятие «пирамида потребностей». Это термин, введенный американским психологом Абрахамом Маслоу.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Схема иерархии потребностей человека по А. Маслоу

В основании пирамиды — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации) и так далее.

Согласно этой теории (и она хорошо согласуется с наблюдениями на практике), пока не удовлетворены базовые потребности, организм не сможет сосредоточиться на обучении и познавательной деятельности!

«Несомненно, физиологические потребности доминируют над всеми остальными. Это означает, что у человека, который испытывает в жизни крайнюю нужду, основным мотивирующим фактором будут являться именно физиологические потребности, нежели какие-то иные. Если физиологические потребности не удовлетворены, они начинают оказывать доминирующее влияние на организм, побуждая его бросить все силы именно на их удовлетворение».

Абрахам Маслоу, психолог

Для лошади данная пирамида будет выглядеть примерно так:

Принцип остается тем же. В основе лежат базовые физиологические и социальные потребности, без удовлетворения которых невозможно переключение внимания на познавательную деятельность и обучение. «Работа для человека» и «общение с человеком» изначально в список потребностей лошади, увы, вообще не входят (подробнее   можно почитать в статье «Мотивация к общению с человеком»). Поэтому, если лошадь не чувствует себя в безопасности, голодна, хочет пить или жаждет социальных отношений, она не станет добровольно концентрироваться на вас и ваших просьбах.

Понаблюдайте за вашей лошадью: как она ведет себя при потере внимания? Какое поведение демонстрирует? Это позволит понять, какая потребность не удовлетворена.

Вы не можете заниматься на свободе в поле, потому что лошадь постоянно отвлекается на траву? Это значит, не удовлетворена пищевая потребность или потребность долго жевать (очень важная и часто игнорируемая потребность лошади – об этом далее).

Лошадь носится и не может остановиться? Наиболее вероятная причина — неудовлетворенная двигательная потребность!

Ваша лошадь носится, как умалишенная, по манежу, не обращая никакого внимания на ваши сигналы? Возможно, сильно не удовлетворена ее потребность в движении.

Лошадь отвлекается на других лошадей? Вероятно, не удовлетворена потребность в общении с сородичами.

На фоне отвлечения лошадь демонстрирует тревожное поведение? Скорее всего у лошади нет ощущения безопасности, и в мозге разгорается доминанта инстинкта самосохранения.

Лошадь не обращает внимания на сигналы и демонстрирует апатию? Возможно причина в боли – страдает потребность в самосохранении.

Обобщая вышесказанное, оправданно ждать от лошади концентрации на вас и работе, только если все ее базовые потребности удовлетворены. В противном случае, чисто по физиологическим причинам лошадь будет вынуждена постоянно отвлекаться и думать о другом: о том, что намного важнее для нее в данный момент, нежели общение с человеком.

В методе EquiFlow мы приступаем к обучению лошадей, только если ее базовые потребности удовлетворены.  Этот принцип изначально позволяет нам предотвратить массу проблем.

Подробно о базовых потребностях лошади и о том, как их удовлетворить, чтобы создать идеальные условия для обучения, читайте в следующей статье!

<<Умственные способности      Базовые потребности лошади>>

Comments are closed.